*Росреестр информирует
Омский Росреестр о применение риск-ориентированного подхода при организации государственного земельного надзора
Одной из важных задач, стоящих перед Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление), является повышение уровня эффективности государственного земельного надзора. Для достижения поставленных задач при организации и осуществлении надзорной деятельности Управлением применяется риск-ориентированный подход.
Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля закреплено в статье 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Риск-ориентированный подход применяется в контрольно-надзорной деятельности и предполагает снижение количества государственных проверок в зонах, где риск нарушений меньше. Таким образом, он должен снизить административную нагрузку на добросовестные предприятия.
Суть данного подхода в любой сфере деятельности заключается в снижении рисков: контроль в зонах повышенного риска растет, а в более безопасных зонах – снижается или отсутствует. Это позволяет во время принимать необходимые меры там, где это необходимо, и в значительной мере экономить ресурсы. Таким образом, ресурсы распределяются неравномерно, в зависимости от риска, причем, это влияет как на частоту, так и на глубину проверок.
Основная цель риск-ориентированного подхода – в оптимальном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов при осуществлении госконтроля, в снижении издержек для тех, кого контролируют, а также в повышении результативности проверок.
С 2018 года Управлением применяется риск-ориентированный подход при проведении плановых проверок использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями земельных участков.
Земельные участки, правообладателями которых являются юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Проведение Управлением плановых проверок использования земельных участков в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
1. Для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, – не чаще чем один раз в 3 года;
2. Для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, – не чаще чем один раз в 5 лет.
В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. Срок проведения плановых проверок использования земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, не должен превышать 17 рабочих дней.
Постановлением Правительства РФ от 07.08.2017 № 943 установлены критерии отнесения земельных участков, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении государственного земельного надзора:
1. К категории среднего риска относятся:
а) земельные участки, предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, и примыкающие к ним земельные участки;
б) земельные участки, предназначенные для гаражного и (или) жилищного строительства;
2. К категории умеренного риска относятся земельные участки:
а) граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категориям земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель запаса;
б) относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
в) относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
г) относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель населенных пунктов;
3. К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска.
Отнесение земельных участков к категориям риска и изменение присвоенных земельным участкам категорий риска осуществляются решениями должностных лиц Управления, осуществляющих государственный земельный надзор, одновременно по должности являющихся главными государственными инспекторами в городах и районах по использованию и охране земель, и их заместителями.
При отнесении земельных участков, используемых юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, к категориям риска используются сведения:
– из Единого государственного реестра недвижимости;
– о местоположении границ земельных участков (координаты характерных точек таких границ);
– о категории земель и виде разрешенного использования земельных участков;
– о зарегистрированных правах на земельные участки;
– об использовании земельных участков, получаемые при проведении должностными лицами Управления административных обследований объектов земельных отношений.
Территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ведут перечни земельных участков, которым присвоены категории риска. Включение земельных участков в данные перечни осуществляется в соответствии с принятыми решениями.
Применение риск-ориентированного подхода позволяет повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в этой сфере при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов федерального государственного контроля, снизить административное давление на предприятия и организации малого и среднего бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях.
Екатерина Искоренко,
старший специалист 3 разряда
отдела государственного земельного надзора
Управления Росреестра
по Омской области.
|