Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о недвижимости), вступившего в силу с 01.01.2017, государственной регистрации подлежат возникновение, переход, ограничение, обременение и прекращение прав:
– собственности, аренды нежилого и найма жилого помещения (в предусмотренных законом случаях);
– хозяйственного ведения;
– оперативного и доверительного управления;
– постоянного пользования;
– ипотеки;
– сервитута.
Регистрационные действия согласно ст. 130 ГК РФ осуществляются в отношении следующих объектов недвижимости и их долей:
– земельные участки;
– здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
– квартиры;
– жилые дома;
– нежилые помещения;
– машино-места, являющиеся частью зданий и сооружений;
– предприятия, как имущественный комплекс (ст. 132 ГК РФ);
– единый недвижимый комплекс (ст. 133.1 ГК РФ).
Права на недвижимость и сделки с ней регистрирует Росреестр, деятельность которого направлена на обеспечение законности в той сфере отношений, в которой недвижимость фигурирует как объект чьих-либо прав и сделок.
Согласно требованиям Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» доля граждан, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме, к 2018 году должна составлять не менее 70 процентов, в связи с чем Управлением Росреестра по Омской области проводится существенная работа по оказанию государственных услуг в электронной форме, что повышает их доступность, минимизирует коррупционные риски и обеспечивает экономию бюджетных средств.
Услуги Росреестра в электронном виде осуществляются по регистрации прав и кадастровому учету (как отдельно, так и в виде единой процедуры), а также по получению сведений из ЕГРН.
На официальном сайте Росреестра доступны сервисы подачи заявлений на такие услуги. Кроме того, указанные сервисы позволяют получить следующие сведения из ЕГРН: об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, о кадастровой стоимости объектов недвижимости, о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, о содержании правоустанавливающих документов, о переходе прав на объект недвижимости, а также о кадастровом паспорте территории.
Кроме того, на сайте ведомства доступны сервисы, с помощью которых можно в режиме онлайн получить сведения из ЕГРН – «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», «Личный кабинет правообладателя», «Личный кабинет кадастрового инженера».
Документы на регистрацию в электронной форме могут быть представлены через единый портал государственных услуг, сайт Росреестра или с использованием веб-сервисов (п.2 ч.1 ст.18 Закона о недвижимости).
Вместе с документами, представляемыми на государственную регистрацию прав, заявитель в соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона о недвижимости представляет заявление по форме, размещенной на портале государственных и муниципальных услуг, а также на сайте Росреестра.
Для направления документов с помощью онлайн-сервиса у заявителя должна быть электронная цифровая подпись, оформленная в установленном порядке через специализированный центр.
По результатам рассмотрения представленных для регистрации документов регистрирующий орган принимает одно из следующих решений:
– возвращает документы заявителю без рассмотрения (ст. 25 Закона о недвижимости);
– приостанавливает регистрационные действия (ст. 26 Закона о недвижимости);
– отказывает в совершении регистрационных действий (ст. 27 Закона о недвижимости);
– регистрирует права на недвижимость (ст. 28 Закона о недвижимости).
Наиболее частыми причинами возврата документов, представленных в электронном виде, является то, что заявление и документы, поданные заявителем в электронной форме, не соответствуют установленному формату, либо в государственной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате государственной пошлины по истечении пяти дней со дня подачи заявления при отсутствии в пакете документов соответствующего платежного документа.
О поступлении информации об уплате государственной пошлины, приеме заявления и прилагаемых к нему документов в обработку, возврате прилагаемых к заявлению документов без рассмотрения и о возможности получения таких документов, приостановлении регистрации, отказе в регистрации, ее прекращении или проведении и возможности получения документов заявитель уведомляется с помощью сети Интернет по указанному в заявлении электронному адресу (Приказ Минэкономразвития России от 16.03.2016 № 137 «Об утверждении порядка и способов уведомления заявителей о ходе оказания услуги по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав»).
Вместе с тем, основной причиной, препятствующей активному распространению электронных услуг, является отсутствие у большинства граждан Российской Федерации электронной подписи. В то же время в Европе электронные подписи используют более половины населения.
Несмотря на это, электронная регистрация прав в Омской области набирает оборот.
Так, в 2016 году общее количество поступивших заявлений в электронной форме составило 4 833 заявления, тогда как в 2017 только за первое полугодие представлено более 5000 таких заявлений.
Между тем, заявители (правообладатели, третьи лица) активно заказывают и получают в электронном виде сведения из ЕГРН. К примеру, за 2015 количество таких заявлений составило – 89 535, в 2016 – 147 296, за первое полугодие 2017 уже 99 549.
Актуальность электронной регистрации прав, установленная рядом программ (Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», Концепция административной реформы), а также приоритет электронного документооборота, внедрение его системы в сфере оказания государственных услуг в области государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета способствуют территориальным органам Росреестра, в том числе Управлению Росреестра по Омской области, повышению качества оказываемых государственных услуг, минимизации бумажного документооборота и очереди граждан в офисах многофункциональных центров.
Наталья Назарова, заместитель начальника Омского отдела Управления Росреестра по Омской области, государственный регистратор.