Статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы, на которые распространяются властные полномочия государства, используются и охраняются в Российской Федерацией как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.
Одним из самых важных способов охраны земельных ресурсов является надзор за использованием и охраной земель, призванный обеспечивать исполнение земельного законодательства, соблюдение установленных требований, выполнение мероприятий по охране земель органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами.
Полномочия по организации и осуществлению государственного земельного надзора возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы (Росреестр). Должностные лица и специалисты Росреестра осуществляют государственный земельный надзор в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «О государственном земельном надзоре».
В марте 2015 года был принят федеральный закон № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Данным законом в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях были внесены изменения относительно порядка начисления и размеров штрафов за земельные правонарушения.
Так, штрафы за все виды нарушений земельного законодательства увеличились и рассчитываются теперь от кадастровой стоимости земельного участка (части земельного участка), на котором допущено нарушение. Размер штрафа также зависит от категории правонарушителя (гражданин, должностное или юридическое лицо) и вида нарушения (самовольное занятие земельного участка (части земельного участка), нецелевое использование земельного участка или неиспользование земель).
В свете обозначенных нововведений в законодательство Российской Федерации наиболее остро стал вопрос о точности определения площадей земельных участков и их местоположения на кадастровом плане территории при осуществлении государственного земельного надзора.
Отсутствие или недостаточность оснащения, позволяющего определить границы земельного участка и соотнести их с данными Единого государственного реестра недвижимости, установление нарушения «на глаз», установление площади земельною участка посредством обмера земельного участка с помощью рулетки по границам фактически используемого земельного участка – никак не могут отвечать современным требованиям, предъявляемым к осуществлению государственного земельного надзора.
В настоящее время органы земельного надзора при осуществлении надзора все больше применяют спутниковые GPS приемники Hipper SR (GPS, ГЛОНАСС, L1, L2, RTK, Net & LL 10 Гц).
Применение вышеназванного геодезического оборудования обеспечивает решение таких прикладных задач, как определение координат, вынос в натуру координат, линий, определение недоступного расстояния, проекция точек на линию, вычисление площади, измерение со смещением, вычисление пересечений.
Другое программное обеспечение – MapInfo Pro 12.5 – обеспечивает построение ситуационного плана с использованием стандартных условных знаков, подсчет площадей, подготовку и вывод чертежа на печать, контроль отклонений положения точек от проекта с формированием графических и текстовых отчетов отклонений, возможность загрузки проектных данных в графическом виде (включая 2D и 3D планы), их редактирование и подготовку к передаче в тахеометр для выполнения выноса в натуру.
Специалисты Управления Росреестра по Омской области используют названное геодезическое оборудование, а также соответствующее программное обеспечение при осуществлении государственного земельного надзора. Это в значительной степени влияет на увеличение количества выявленных правонарушений в сфере земельного законодательства, а также на качество доказательной базы по делам об административных правонарушениях, относящихся к компетенции Управления.
Как видим, посредством проведения проверок с применением высокоточного геодезического оборудования Управление обеспечивает достижение основных целей и задач по осуществлению государственного земельного надзора – предупреждение, выявление и пресечение нарушений земельного законодательства Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами.
Наталья Амелешина,
специалист-эксперт отдела
государственного земельного надзора
Управления Росреестра
по Омской области.