№42 (12014) 
19 октября 2018 года
16+
   
 текущий
   номер
написать в
редакцию
архив
  

  

*К 100-летию ВЛКСМ 

На остров Шикотан - по комсомольской путевке

 

Одним из самых впечатляющих событий в моей комсомольской жизни была поездка в составе студенческого строительного отряда «Медик» на остров Шикотан к берегам Тихого океана.

Шел 1969 год. Я заканчивала 2-й курс педиатрического факультета Омского медицинского института. Ранней весной в институте появилось объявление о формировании стройотряда. Надо сказать, что это был первый ССО по переработке рыбы. На курсе проводились комсомольские собрания, где объяснялись цели поездки, задачи. В итоге набралось 57 смельчаков, которые не струсили ехать за тысячи километров от дома «за туманом». Среди них была и я. Из Омска кроме нашего стройотряда на Дальний Восток ехали студенты политехнического и педагогического институтов. День отъезда был торжественным. Студенты всех стройотрядов были построены на привокзальной площади железнодорожного вокзала. Здесь были представители институтов, обкома комсомола, играл духовой оркестр. Нас поприветствовали и вручили комсомольские путевки.

В поезде «Москва–Владивосток» три вагона занимали только стройотрядовцы. Атмосфера была не передаваемая – смех, песни под гитару. В Иркутске поезд пополнился еще стройотрядовцами. В течение всей поездки мы наблюдали панораму за окном поезда, это было очень интересно: и частые тоннели, и сопки с большими площадями цветущего восточного мака у подножия, и красота озера Байкал, и ширина реки Амур в Хабаровске. Так пролетело пять суток. Мы прибыли в город Владивосток, где нам пришлось два дня ждать теплоход. Гостиницу нам заменил списанный теплоход, стоящий в бухте Золотой рог.

На следующий день был праздник – День рыбака. А если учесть, что в этом городе живут в основном моряки и рыбаки, можно представить, какое это было торжество! В бухте, где находилась наша «гостиница» на всех рыболовецких сейнерах были подняты флаги, всюду гремела музыка, проводились гуляния на площади города, можно было купить ус кита, морского краба. Через день мы уплывали на остров Шикотан. Боже мой! Сколько незабываемых, неизгладимых впечатлений ожидало нас впереди. Один вид океанского лайнера «Русь» вызывал восторг, удивление и …боязнь. О размерах теплохода можно судить по тому, что на нем имелись читальный зал, кинозал, спортивная площадка (волейбольная), огромная часть верхней палубы использовалась для танцев, игр и других развлечений. Наша любимая «Омская полечка» звучала по нескольку раз в день.

Наш лайнер сначала шел по Японскому морю, затем через пролив Лаперуза, где всегда штормит. Это каждый пассажир прочувствовал на себе, почти у всех развилась морская болезнь – головокружение, рвота. Все лежали по каютам, было не до веселья. Теплоход шел в порт Корсаков на острове Сахалин, затем причалил на острове Уруп, позднее - на остров Итуруп.

Мы с нетерпением ждали свою пристань – остров Шикотан. Прибыли поздно вечером, лайнер встал на якорь далеко от берега. Нас вывозили на катере. Несмотря на позднее время, встреча, как и проводы, тоже была торжественной. Все стройотрядовцы были построены на берегу, играла музыка, нас приветствовала администрация рыбозавода, командиры принимали хлеб-соль «по-шикотански» (вместо хлеба была жареная сайра, так как на острове она считалась вторым хлебом). На следующий день для нас началась трудовая двухмесячная вахта – работа по переработке сайры (очень редко шла другая рыба), надо сказать, нелегкая и ответственная.

Бойцы ССО «Медик» стояли на конвейере по укладке рыбы в консервные банки. Наша спецодежда – халат, брюки, клеенчатый фартук, резиновые сапоги, а на голове - косынка. Работали по скользящему графику, в три смены. Всю смену – контакт с морской водой: мокрые кусочки рыбы, брызги с конвейера. В первое время солью разъедало кожу рук, стирались ногти. Позднее все упорядочилось.

В свободное от работы время совершали прогулки в лес, на море, по поселку. Природа на острове богатая: много цветов, изобилие голубых елей. Остров небольшой, 8х15 километров, на нем два поселка: Мало-Курильск и Крабовое, расположенные на берегах одноименных бухт, в каждом - рыбозавод. Шикотан – самый южный остров Курильской гряды, расположен в 70 километрах от японского острова Хоккайдо.

Нельзя не рассказать о главном событии, которое мы пережили на Шикотане. 12 августа студентки из нашей комнаты собирались на работу, вдруг задребезжали окна, «запрыгал» на столе чайник, почувствовалось, что «уходит» пол из-под ног. Все, кто были не на работе, выбежали на улицу, там уже толпился народ, местное радио через уличные репродукторы объявляло тревогу: «Произошло землетрясение силой в пять баллов, эпицентр где-то в Тихом океане, ожидается большая волна – цунами. Всем взять с собой документы, ценные вещи и подняться на сопку 412» (412 м – это над уровнем моря). Выла сирена, в бухте все рыболовецкие суда, сигналя, уходили в море, а мы со слезами на глазах поднимались на сопку 412. В итоге все закончилось благополучно, цунами обошло наш остров стороной. На заводе был аврал – вся рыба, все банки в нашем цехе валялись на полу, пострадал конвейер. То же было и в других цехах, магазинах поселка. Все было быстро восстановлено. Уезжали с острова мы в сентябре в отличном настроении. Во-первых, заработали хорошие деньги, во-вторых, впереди была встреча с родными. Опять лайнер «Русь», дорога в поезде пять суток. Поездкой в составе студенческого строительного отряда «Медик» все были довольны. Я до сих пор с восторгом и гордостью вспоминаю свой отряд и остров Шикотан, который, увы, я не увижу больше воочию.

Л.А. Перевалова,

с. Новый Кошкуль

 

 

 

 

Новости недели

 

*АПК

На полях района

По данным управления сельского хозяйства, в Тюкалинском районе на 17 октября намолочено 9 тыс. 811 тонн зерна, обмолочено зерновых 8 тыс. 065 га. Урожайность составила 12,2 центнера с гектара.  2437 га зерновых и зернобобовых культур переведены в кормовые и скошены на сенаж и сено. Гибель зерновых зарегистрирована на площади 507 га.

 

 

*Акцент

Омичи дадут имя аэропорту

Общественная палата РФ и Минкульт РФ запустили проект «Великие имена России». До конца этого года 45 аэропортов в крупных городах страны получат имена выдающихся россиян.  В список попал и Омский аэропорт. Сейчас на различных общественных площадках проходят обсуждения и выдвижение кандидатур. Каждый житель региона может принять участие. Уже предлагают назвать воздушные ворота Омска именем Карбышева, Ульянова, Достоевского, Туполева. Есть и неординарные варианты, некоторые называют фамилию рок-музыканта Летова.  Выбор претендентов пройдет в несколько этапов. До 29 октября по итогам поступивших предложений общественная палата сформирует общий список, затем будет составлен перечень из 10 фамилий, в финальном этапе останется три имени, набравшие наибольшее количество голосов. Победителя, чьим именем назовут омский аэропорт, объявят ориентировочно 5 декабря. Общенародное голосование будет проходить на сайте великиеимена.рф.

 

 

 Фото недели

Первый снег

 

Погода в Тюкалинске 

 Посещений - 4658207