В 2025 году мы отмечаем 80-летие Великой Победы. Ценой нечеловеческих усилий народ смог победить фашизм в той страшной войне. Мы не позволим переписать историю и забыть подвиг народа в Великой Отечественной войне, ради памяти миллионов людей, отдавших свои жизни за мир на земле.
На моей малой родине в Дрибинском районе похоронен Андрей Архипович Алексеев, один из пилотов 4-го штурмового авиаполка. С поиска информации о нем в 2018 году и началось изучение боевого пути этого авиаполка, поиск потомков авиаторов. В данное время удалось найти более сорока внуков и правнуков летчиков. В 2021 году на денежные средства потомков изготовлена точная копия боевого Знамени авиаполка, с которой мы следуем по местам базирования полка, районам, где захоронены погибшие пилоты (оригинал Знамени хранится в музее Вооруженных Сил в Москве).
Сегодня мне хочется рассказать о летчике, родом он из г. Тюкалинска, Зайцеве Владимире Григорьевиче, который погиб в небе Могилевской области в июле 1941 года.
Владимир Григорьевич родился в г. Тюкалинске 1 октября 1913 года. В 1930 году окончил семилетнюю школу. С 20 сентября 1935 г. - он курсант 3-й военной школы летчиков г. Оренбурга. С 5 ноября 1936 г. - пилот 8-й разведывательной авиаэскадрильи 43-й смешанной авиабригады Харьковского военного округа. В 1937 г. экстерном сдал экзамены за полный курс военной школы летчиков. С 23 мая 1937 г. Владимир Григорьевич пилот 9-й дальнеразведывательной авиаэскадрильи 43-й смешанной авиабригады ХВО. С 29 апреля 1938 года назначен младшим летчиком 3-й эскадрильи 4-го ЛБАП. 29 сентября 1938 г. ему присвоено звание лейтенант. 23 февраля 1939 г. принял военную присягу. 2 марта 1939 г. назначен старшим летчиком 4-го легкобомбардировочного авиаполка. 15 декабря 1939 г. назначен командиром звена. В составе авиаполка принимал участие в советско-финляндской войне. Указом Президиума ВС СССР от 7 апреля 1940 г. лейтенант В.Г. Зайцев награжден орденом Красной Звезды.
Из документов военного времени:
«Оперсводка №029 штаба 4 ШАП от 29.07.1941 г.: полк в период 7.00 - 10.40 производил штурмовые налеты на восточную окраину г. Кричев. Штурмовые налеты производились с задачей уничтожения построек и живой силы противника, засевшего в домах. Поставленная задача выполнена. Не возвратились с боевого задания два самолета ИЛ-2 и два летчика: ст. лейтенант Плешков и лейтенант Зайцев. Самолет лейтенанта Зайцева был сбит и упал на восточном берегу р.Сож. О Плешкове сведений нет». В настоящее время о судьбе Владимира Григорьевича ничего не известно.
4-й штурмовой авиационный полк 11-й смешанной авиационной дивизии с 27 июня по 30 августа 1941 года участвовал в боях по обороне Могилевщины, где потерял погибшими и без вести пропавшими почти всех летчиков из числа представителей своего еще довоенного состава.
Напомню, что полк был сформирован в 1938 году в городе Харькове как 4-й легкобомбардировочный и вооруженный самолетами-разведчиками марки «P-Z». Он участвовал в советско-финляндской войне в составе военно-воздушных сил 13-й армии, где произвел 1416 боевых вылетов. К маю 1941 года полк переформировали в штурмовой, в связи с чем перевооружили новейшими на тот момент машинами марки Ил-2. Самолет-штурмовик Ил-2 конструкторского бюро С.В. Ильюшина был первым самолетом, у которого все наиболее жизненноважные части находились под защитой сплошного удобообтекаемого бронекорпуса. Ил-2 имел чрезвычайно мощное по тем временам бомбовое, стрелково-пушечное и ракетное вооружение, а также высокие летно-тактические характеристики. Гитлеровцы дали этой машине название «черная смерть», выражая таким образом свой ужас перед грозным «илом».
27 июня 1941 года 4-й штурмовой авиаполк совершил перелет из Богодухова, что в Харьковской области Украины, на аэродром «Старый Быхов». И с этого момента он — в составе действующей армии. Полком тогда командовал майор Семен Григорьевич Гетьман, ставший впоследствии Героем Советского Союза.
Приказом народного комиссара обороны СССР за №70 от 07.03.1942 г. за боевые отличия 4-й штурмовой авиаполк преобразован в 7-й гвардейский. При этом его полные регалии на момент окончания Великой Отечественной войны звучали так: 7-й гвардейский штурмовой авиационный Севастопольский Краснознаменный ордена Ленина полк.
4.10.1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР полк награжден орденом Ленина, орденами и медалями награждены 32 летчика и техника, многие, к сожалению, посмертно.
Восемнадцать асов этого полка стали в годы битвы с фашизмом кавалерами Золотых Звезд Героя, а еще десятки и десятки — кавалерами орденов и медалей СССР. Победу полк встретил на Эльбе…
Здесь я хочу сделать небольшое отступление - отрывок из книги Павла Яковлевича Козлова: «Василий Борисович Емельяненко, Герой Советского Союза, командир эскадрильи 7-го гвардейского штурмового авиаполка: спросите любого фронтовика, и он с особым уважением отзовется о самолете-штурмовике Ил-2. Называли его наши бойцы по-разному: «летающим танком», «воздушной пехотой», «самолетом поля боя», «противотанковым самолетом». Гитлеровцы дали этой машине название «черная смерть», выражающее их ужас перед грозным «илом». Принято было говорить об этом самолете как о «первом в мире». Последнее тоже не будет преувеличением.
Штурмовой авиационный полк, в котором мне довелось воевать, за месяц до начала войны первым в Военно-воздушных силах получил для войсковых испытаний первую партию тогда секретных самолетов Ил-2. Получил он их на том самом авиационном заводе №18, о котором спустя много лет напишет интересную и содержательную книгу инженер-конструктор этого завода Павел Яковлевич Козлов».
Силами ветеранов 230-й авиадивизии, родственниками погибших были собраны денежные средства, 9 мая 1968 года был установлен памятник воинам дивизии. Ветераны посадили дерево фронтовой дружбы и памяти. Под корнями дерева - земля с Пискаревского кладбища, Мамаева кургана, из-под Кремлевской стены и 26 городов, откуда приезжали ветераны. В гранит была заложена капсула с посланием потомкам и именами погибших воинов дивизии (более 700 фамилий).
22 ноября в городе Быхове в торжественной обстановке открыли памятный знак в честь героических авиаторов 4-го штурмового авиационного полка. Инициативу открытия памятного знака одним их первых озвучил Сергей Петрович Рашковский — внук летчика Сигида Федора Игнатьевича, который погиб в Бобруйском районе 30 июня 1941 года. Начиная с 2020 года мы с потомками авиаторов обращались в различные инстанции, включая Министерства обороны Беларуси и России с просьбой поддержать идею, собирали необходимые документы. Благодаря поддержке руководства Быховского района, спустя четыре года, все формальности были завершены и начался сбор денежных средств. Значительную часть суммы выделило Министерство обороны Республики Беларусь, также откликнулись и многие неравнодушные к истории героизма авиаторов люди.
Из публикации журналиста редакции Быховской районной газеты «Маяк Прыдняпроўя» Татьяны Чиркуновой за 27 ноября 2024 года.
«Приветствуя участников мероприятия, заместитель председателя райисполкома Виктор Агнетов подчеркнул его значимость, особенно в контексте 80-летия освобождения Беларуси и Приднепровского края от немецко-фашистских захватчиков. Он отметил, что это событие является важным шагом в укреплении исторической памяти и патриотического духа, а также в дальнейшем развитии региона. Виктор Ильич осудил тенденции в ряде стран, где сносят памятники и уничтожают историческую память и призвал собравшихся помнить о героях и передавать эту память молодежи».
На торжественном открытии памятного знака также выступил один из потомков летчиков-героев Сергей Рошковский, который поблагодарил представителей власти и офицеров Министерства обороны Беларуси за оказанное содействие и финансовую помощь в установке памятного знака. Он выразил особую благодарность потомкам, участвовавшим в этом важном деле.
Долг и память! Помнить — это единственное, чем мы можем отблагодарить героев-авиаторов за нашу современную жизнь. Пока мы помним — они живые и летят рядом с нами на крыльях памяти!
Я обращаюсь к вам, дорогие наши читатели, с просьбой, может вам знакома история летчика Зайцева Владимира Григорьевича, родом из Тюкалинска.
С уважением Елена Ивановна Шутова, ветеран отряда
специального назначения «Русь», член поискового клуба «ВИККРУ» Могилевской области,
член НКА «Белорусы Москвы»