№29 (12052) 
19 июля 2019 года
16+
   
 текущий
   номер
написать в
редакцию
архив
  

  

*Земляки

В жарком небе "холодной войны"

Боевое

патрулирование

С середины 50-х годов прошлого столетия началось бурное развитие морской авиации на качественно новой основе и, что самое главное, создание нового уникального рода авиации - противолодочной авиации ВМФ (ПЛА). Наибольшими поисковыми возможностями обладал самолет Ил-38. Созданный в 1962 году, он стал первым авиационным противолодочным комплексом (АПЛК) специальной постройки для борьбы с подводными лодками, вооруженными межконтинентальными баллистическими ракетами «Поларис» и «Посейдон». АПЛК Ил-38 имел автоматизированную прицельную систему «Беркут», функционально связанную с автопилотом, бортовой РЛС, самолетно-индикаторным устройством, контролирующим работу радиогидроакустических буев (РГБ).

Основным методом применения сил ПЛА становится активный поиск в предполагаемых районах боевого патрулирования. С этой целью в 1964 году на всех флотах была введена боевая служба как принципиально новая форма обеспечения высокой боевой готовности сил ВМФ в мирное время. С 1979 по 1989 год экипажи авиаторов Балтфлота регулярно выполняли задачи боевой службы по поиску ПЛ в акваториях Средиземного моря и Индийского океана с аэродромов Сирии, Ливии и Южного Йемена.

По договоренности с Народно-демократической Республикой Йемен на аэродроме Аден с октября 1979 года постоянно находились два боевых самолета Ил-38 и один транспортный самолет Ан-12 авиации Балтийского флота, а в отдельные периоды – до шести самолетов Ил-38 и два самолета Ан-12. Перед экипажами стояла задача выполнить полеты в район Персидского залива и Индийского океана с целью наблюдения за авианосной ударной группировкой США, ее составом, местом нахождения, передвижением. Вылеты осуществлялись парой самолетов Ил-38 с аэродрома Аден в район нахождения кораблей ВМС США. Продолжительность полетов составляла 10-11 часов. Интенсивность полетов была высокая, зачастую вылеты осуществлялись через два дня на третий. Об интенсивности работы на боевой службе говорит такой факт: с октября 1979 года по 24 января 1981 года было выполнено 196 самолето-вылетов, налет составил 1853 часа. Обнаружено целей 3071, в том числе боевых кораблей – 304. Среди них ударные авианосцы «Мидуэй», «Китти-Хок», «Корал-Си», «Нимитц», «Констелейшн», «Эйзенхауэр», «Индепенденс», «Саратога», «Энтерпрайз», «Америка», 2 вертолетоносца – «Окинана» и «Нью-Орлеан». С помощью магнитометра было обнаружено 6 подводных лодок.

воздушный боец

За время несения боевой службы высокое летное мастерство проявил экипаж майора Николая Гущина. Он первым обнаружил три атомные подводные лодки ВМС США с помощью авиационного поискового магнитометра и применил радиогидроакустические буи для слежения за ними.

Как правило, палубные истребители США всячески препятствовали обнаружению и фотографированию целей. Особенно при подлете к авианосцам они старались закрыть цель снизу, препятствуя нормальной фотосъемке. Наши летчики применяли различные тактические приемы, в частности, прижимались близко к воде, заставляя противодействующие истребители «выныривать» из-под них. Однажды при выполнении полета на разведку в Аравийское море с аэродрома Аден пара самолетов Ил-38 (ведущий майор Н. Гущин) была перехвачена 10 истребителями ВМС США. Пытаясь оказать психологическое давление, пилоты истребителей опасно маневрировали, вели себя агрессивно. Один из истребителей F-14 «Томкет» включил форсаж и вышел из-под самолета Гущина прямо по курсу на дистанции около 10-15 метров с набором высоты. Форсажная струя от двигателей и спутная струя от самолета ударили по кабине экипажа и левой плоскости Ил-38. В создавшихся условиях несимметричной обдувки самолет стал заваливаться на правое крыло, плохо слушаться рулей и терять высоту. И только благодаря мужеству, хладнокровию и высокому летному мастерству Николая Васильевича Гущина, слетанности его экипажа самолет у самой воды был выведен в горизонтальный полет, а затем набрал заданную высоту для выполнения поставленной задачи. В критической ситуации Н.В. Гущин спас экипаж, самолет и честь Родины, совершил геройский поступок.

Русский экстрим

Николай Гущин летал мастерски, дерзко, красиво. Обладал недюжинной выдержкой и хладнокровием в критических ситуациях. 1 февраля 1985 года его экипаж с ведомым Анатолием Колупаевым с авиабазы Майтига (Ливия) вылетел на разведку к побережью Ливана в район Бейрута. Конкретной целью был линкор «Нью-Джерси» ВМС США. После выполнения задания на обратном маршруте по курсу стоял грозовой фронт. Экипажи вынуждены были обходить его стороной. Потеряли время и топливо. За 100 километров от береговой черты связались с диспетчером Майтиги. Диспетчер-ливиец дал погоду и условия подхода. Получив «добро», стали готовиться к заходу на посадку и посадке. И тут неожиданно диспетчер запрашивает, смогут ли русские произвести посадку на неосвещенную полосу. Гущин твердо ответил: «Да». При подлете выяснили, что, оказывается, обесточен весь аэродром, ни огней взлетно-посадочной полосы, ни рулежных дорожек нет, стоянки не освещены. Громадное черное пятно расплывалось до восточной окраины Триполи. Гущин взглянул на экипаж и принял решение сделать пристрелочный заход на посадку со снижением и при благоприятных условиях произвести посадку. Работал спокойно и уверенно. Шасси, закрылки выпущены, снижались в никуда. Это действительно был русский экстрим. На высоте 50 метров командир принимает решение уходить на второй круг, так как визуального контакта с землей не установил. На втором заходе с высоты 30 метров прямо по курсу стала проявляться полоса, самолет продолжил снижение, свет посадочных фар зацепился за бетон, сработала сигнализция «опасная высота», а дальше - дело техники. Колеса основных стоек шасси с особой нежностью «поцеловали» бетонку. Освободив ВПП, на большой скорости Ил-38 порулил к началу посадочной полосы. Ведомый вышел на посадочный курс, экипаж Гущина включил посадочный свет и осветил начало полосы. Николай Васильевич запросил Колупаева: «Начало полосы видишь?». И тут вопреки всем правилам он по-русски, радостно на всю Африку крикнул: «Вижу, командир!». Гущин попросил его доложить о готовности к посадке. Экипаж был готов, и комэск 145-й разрешил ему посадку. После заруливания на перрон ливиец тоже в нарушение инструкции сказал по-русски: «Спасибо».

Кстати, у шестнадцати семей 145 оплаэ ВВС БФ отцы остались живы и благополучно вернулись домой. После выезда на машине за КПП летчики увидели, как на авиабазе разом засветились все огни. Возможно, русских и здесь проверили на прочность те, кого американцы оставили после своего ухода из Ливии. Советские экипажи были как бельмо на глазу, они раздражали военное руководство США. Но наши ребята не предъявили претензий к ливийской стороне, просто промолчали, чем не дали повода поссорить нас с Ливией.

 

КСТАТИ

Николай Гущин, военный летчик-снайпер, выполнил 2036 полетов на различных типах самолетов и налетал 3705 часов.

В период с 1970 по 1985 год с аэродромов Египта, Южного Йемена и Ливии по плану боевой службы выполнил 155 вылетов на фактическую воздушную разведку авианосных ударных групп и поиск атомных подводных лодок стран НАТО в Средиземном море и Индийском океане. С 1982 по 1985 год подполковник Н. Гущин командовал 145-й отдельной противолодочной авиаэскадрильей Балтийского флота. В 1985 году был старшим авиагруппы БФ в Мозамбике.

Награжден орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени и многими медалями.

С 1986 года - в запасе.

Новости недели

   

*Подтопление

В районе введен режим ЧС

Распоряжением главы МР И.И. Куцевичем с 8 июля на территории района введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Это связано с аномальным повышением уровня грунтовых вод, что привело к затоплению значительных площадей сельхозугодий, приусадебных участков в населенных пунктах. Из-за размытых дорог нарушено транспортное сообщение.  Границы зоны ЧС проходят по территориям Кабырдакского, Красноусовского, Хуторского сельских поселений, д. Максимовка, с. Никольское.

18.07.2019 г.  

 

*Нацпроект "Здравоохранение"

Мобильный ФАП на колесах

В рамках национального проекта «Здравоохранение» в Омский регион поступили первые 10 передвижных ФАПов, выполненных на базе ПАЗ-3206. Счастливой обладательницей мобильного медицинского комплекса стала Тюкалинская центральная районная больница.  Как пояснила заместитель главного врача ЦРБ Т.Н. Макшеева, передвижной ФАП будет использоваться в тех населенных пунктах, где нет медицинских работников, для проведения диспансеризации.

18.07.2019 г.

 

*Форум

"РИТМ-2019"

С 15 по 21 июля в детском оздоровительном лагере «Березовая роща» Саргатского района проходит молодежный форум «РИТМ». В течение недели участники будут обмениваться опытом, посещать мастер-классы, тренинги и деловые игры, а также заниматься проектированием. По итогам форума участники не только получат новые знания, но и разработают и представят авторские проекты: добровольческие, туристические, творческие, студенческие, обучающие и педагогические, работы по приграничному сотрудничеству. Тюкалинский район на форуме представляют Роман Ощепков, Григорий Шварц, Виктория Мурзанова, Дарья Амосенко.

18.07.2019 г.

 

Фото дня

 

А я люблю свои места родные...

 

Погода в Тюкалинске 

 Посещений - 4620974